Спали долго. Все проспали. Собирались лениво и долго. Комары, как всегда, чувствуя скорую разлуку, яростно набросились. Упаковав пожитки, выкатились на дорогу. Довольно тепло. Небольшие облака.
Крутится как-то вяло. Много гравия на дороге. Где-то справа должна появиться Хайнозерская технологическая дорога. Впереди Т-образный перекресток. Две одинаковые дороги уходят влево и вправо. Очевидно – наша правая. Указателя нет. Левая, которая в Онегу, слабо отличается от той, которая вправо, в Уну. В два ряда лежат бетонные плиты. Колея явно под лесовозы. Длинный спуск с небольшим уклоном. Ветер в лицо. Слева и справа уходящие в лес деревянные гати из бревен. Старые бревна совсем потемнели. Фотографируем. Дорога все больше уходит вверх. Появляются затяжные подъемы. Дорога ухудшается, много песка. Пыли мало. Дожди лили долго. Забрались довольно высоко. Слева озеро Большое Половое. Развилка на р. Кинжугу и Уну. Сверху открывается красивый вид на запад. Спускаемся резво, проезжаем мимо каких-то бытовок. Ориентиром для поворота направо служит электролиния. По карте она идет из поселка Уна, но почему-то выходит из леса раньше, и, пересекая грунтовку, уходит вдоль зимника в лес. Удивляемся. Хотя верим. На повороте быстро подкрепляемся перекусами (времени на готовку обеда нет). Еще каких-то 30 км по зимнику – и мы у берега Белого моря. Комаров становится заметно больше. Мошка тоже присутствует. Началась тяжелая заболоченная дорога в сторону поселка Красная Гора. Поначалу еще возникало желание крутить педали. Как таковой грязи вначале не было – два дня сухой погоды успели немного подсушить колею на подъемах и спусках. Следов какого-либо транспорта не наблюдалось. Иногда попадались остатки следов Уазика (во занесло) с осенней листвой. Видимо тогда и ехал. След от ГАЗ-66 или чего-то подобного был вообще очень старый и совсем смыт. При въезде в лес нашли два здоровых белых гриба. Их здесь полно. От былой легкости в движении ничего не осталось. Очень устал. Еле передвигаюсь. Почти перестал крутить педали. Иду пешком. Скорость все равно на более 1 – 3 км/ч. Димон все еще бодр и начинает все больше отрываться вперед. Ждет меня на поворотах. Мне тоже потеряться здесь совсем не хочется. Опять заныло в левом боку. Часто останавливаемся и немного отдыхаем. Пока довольно сухо. Неопреновые носки мы одели еще в поезде. Думал - ноги подохнут. Ничего подобного. Даже не пахнут. Вечером слегка подсушиваем на костре или так и утром снова одеваем. Потертостей нет. Носками просто доволен. Тепло. Появились первые заболоченные участки дороги (если ее можно так назвать). Колея уходит под воду. Слева-справа болото и кусты. Пробираемся вдоль кустов по колено в болотной жиже и мху. Велосипед тащить тяжело. Цепляется за все подряд и больно бьет по ногам педалями. Так как я больше иду справа от велосипеда, то левая нога получает больше ударов педалью сзади выше щиколотки. Ломимся по воде сквозь кусты и материмся. Преодолев первое болото, несколько минут отдыхаем. Даже возникло желание сфотографировать этот кошмар. Комары этим безнаказанно пользуются и жрут нас со страшной силой. Не помню здесь или позже возникла теория о том, что раз кусают комарихи и это им надо для размножения, то выходит, что они нас просто трахают, причем трахают сильно. Это немного веселит. Совсем немного. Изредка попадаются плохонькие мосточки, почти разрушены. Впереди опять болото. Колея поворачивает вправо и напоминает уходящую вдаль реку. Пробираемся вдоль воды по кочкам и трясине, ведя велосипед по колее. Вода доходит до верха колес. На дне валяется топляк, и велосипеды часто застревают. Поднимаем их ближе к себе, но это не легче – по колено в воде, и велосипед цепляется за все что попало. Все еще продолжается поворот и болото, не видно конца. Наконец впереди обозначился небольшой подъем. Выбираемся снова на сухую колею. Страшно устали. Перед нами мост из свежих бревен. Следов от транспорта не видно. Даже на мосту. Мистика. Отдыхаем. Становится ясно, что таким темпом мы к морю уже сегодня не попадем. Прошли только километров десять. Светло, но уже поздний вечер. Ноги еле идут. Где-то впереди по карте обозначена изба Кинжуга. Есть в таких местах хорошее правило ставить избушки для себя и других. Обычно в местах охоты или рыбалки. Погода здесь бывает разная. Дороги длинные и трудные. Вот и может путник остановиться в такой избушке, переночевать, обогреться и покушать. Так сказать бесплатная гостиница. Вот к такой избушке мы и пробирались. Стоит она прямо возле зимника на высоком холме.
Примерно на полпути. Наконец появилась первая примета – блеснуло озеро за деревьями справа. Потом поднялись на холм – и вот она. Небольшая, низенькая, из бревен, с двумя окошками, крытая досками, с прихожей, печкой, полатями и ящиком для провианта внутри. В ящичке, как положено в таких местах, соль, спички, чай, огарок свечи. Еще бывают сухие дрова, но видимо все сожгли зимой. Посетив избушку, все же решили ночевать в палатке на улице. Нет, там было довольно чисто и тепло. Но все же мы туристы или кто?! Побродив по холму там и сям, ровную площадку не нашли. Поднялся небольшой ветер. И все-таки сломались. Остаемся на ночь в избушке. Отодвинув дверь в сторону (петли отсутствовали), закатили велосы в прихожую. Затащили пожитки внутрь.
Вообще-то поиск места под палатку это была отдельная песня. Во-первых Онежский полуостров это место, где болота существуют на любой высоте над уровнем моря в больших количествах (в отличии от Карелии, что странно). Избушка стояла на довольно высоком и крутом берегу озера, при этом все относительно ровные и горизонтальные площадки чавкали при наступании на них ногами. Я раза два обежал поляну вокруг избы, пару раз спускался к озеру, замерз, т.к. место продуваемое, а ветер поднялся серьезный. Тут из леса появляется Женька с озабоченным лицом и со словами: «Кажется, тут бродит медведь...». Пошли смотреть находку куча, прошу прощения, дерьма размером в половину моего рюкзака. Мда... Да еще и темнеет, как назло. Вот тут-то мы и сломались.
Внутри было темно (печь явно дымила, и потолок был черен от копоти). Пару раз стукнувшись о потолок (наверно избу строили гномы), стали изучать полати на предмет комфортного лежбища.
Доски были разной толщины и длины, но в целом вполне можно было улечься. Комары стали пробираться внутрь. Средств для их умерщвления внутри сооружений мы не взяли, и это грозило нам довольно некомфортным сном и риском быть обескровлеными к утру. Подумали о палатке без комаров. Возникла мысль усовершенствовать наше жилище. На полу палатку поставить было нельзя – мало места, а вот на полатях можно попробовать. Было довольно забавное зрелище, когда мы подвешивали, согнувшись, и пытались установить нашу усовершенствованную конструкцию из «Хоббита» без тента. В принципе все сработало, только целиком палатка ни вдоль, ни поперек на полати не умещалась. Кто-то недобрый явно сжег несколько досок от полатей. Побродив вокруг избушки, две довольно приличные доски были найдены, гвозди методом выкручивания их из бревен добыты. Восстановив потрепанные полати, водрузили на них палатку. Совсем другое дело! Сухо, тепло, комаров нет... Ну вот, теперь можно было подумать о сухой одежде, вкусной похлебке и небольшой дозе алкоголя внутрь для восстановления сил. Переоделись, спустились к озеру за водой.
Сварили густой супчик из одного здорового белого гриба. Второй даже и не понадобился. Зажгли огарок свечи, разлили немного водочки, закусили... Кайф выше полового... Прикинули, что у нас еще уйма времени и ночевка в незапланированном месте нам сильно не повредит. До моря оставалось 15 километров, а там как покатим... От усталости и плотного ужина стало клонить ко сну. Входную дверь занесли внутрь и подперли бревнушкой (видели медвежий помет недалеко). Забрались в мешки. Злые голодные комары жужжат как электропровода под ЛЭП по другую сторону москитной сетки. Будильник заведен на раннее утро, чтобы не повторять ошибки прошлого дня...