Архангельск – Летняя Золотица.

Попытка проезда вокруг Онежского полуострова.

Этот дневник составил Евгений Перминов (за что ему большущее спасибо), и повествование здесь ведется от его лица. Я же кое-где вставил свои замечания, которые в тексте выделяются вот именно таким шрифтом. Ну и фотки еще. А зовут меня Дмитрий Левичев (по тексту – Димон). Если понравились фотки – пишите в Стаю, могу выслать необработанные :)

Для справки

Онежский полуостров – это довольно приличный по размерам кусок суши на южном берегу Белого моря между Пертоминском с востока и поселком Верхнеозерский с юга. «Сушей» полуостров можно назвать с большой натяжкой, т.к. большую его площадь занимают болота. Проезжих (автомобильных) дорог совсем мало, а точнее всего одна от Северодвинска до Онеги с небольшими ответвлениями до поселка Уна с восточной части и Лямца в южной части. Местные жители пользуются еще лесными дорогами в зимнее время (зимники), т.к. летом эти дороги сильно заболочены и даже не всякая тяжелая колесная техника сможет там проехать. Авиа перелеты не часты. Не везде есть ровная сухая площадка для посадки АНТ-2. Часто используется гужевой вид транспорта, а то и просто верхом на лошади. Т.к. полуостров омывается со всех трех сторон морем, то нередко, а иногда и единственным способом сообщения между селами становятся моторные лодки  и небольшие баржи-паромы. Развито также мотоциклетное сообщение по отливной полосе и существуют даже целые мотодорожки в лесах – узкие тропки, пересекаемые ручьями и речушками, вполне пригодные для нормального движения по ним на велосипедах.

Так вот собственно с точки зрения велосипедного движения по тамошним местам и была предпринята попытка объехать по берегу вокруг полуострова от Архангельска до Онеги(города) и вернуться обратно в Архангельск (было несколько вариантов в т.ч. по ж/д, трассе, и т.д.).

Началось все, как обычно, с попытки приобрести законным путем подробную карту тех мест. Как всегда, наши картографические фабрики предлагали весьма скудные карты. Архангельская область представлена в виде 10-тикилометровки. Отдельные листы в масштабе 1см-1км были только на начало пути от Архангельска до Пертоминска и на завершающую часть от Покровского до Онеги. Собственно сам полуостров подробно представлен не был. Успокаивало лишь то, что движение предполагалось в основном вдоль берега и по берегу моря, а значит, сбиться с пути вряд ли было возможно. Тем более что опыт лазания по разным лесам и регионам был довольно большой. Настораживало только обилие впадающих в море рек и речушек, которые надо было форсировать. На мосты в таких местах надежды не было. Километраж был заложен небольшой (так дома казалось), но довольно напряженный для ежедневного движения без отдыха днем  - 40-70км в день по полуострову и чуть более 100км в день по трассе. В голове все время виделись Карельские дороги и места, хотя было чувство, что где-то должен быть подвох! Маршрут строился аж с осени. Времени выделялось на это всего две недели в начале июля. Из опыта Карелии – в июле теплее. Казалось, что продумано все.

Участники как-то сами собой определились. Часто катаемся вместе и возможности друг друга знаем. Собрались окончательно в составе 3-х человек. Было еще несколько желающих, но по разным причинам впоследствии не поехали (и напрасно).

С билетами из Москвы до Архангельска  проблем не было (видимо, мало желающих отдыхать на южном берегу Белого моря) и стоили они дешевле, чем, например, в Петрозаводск (в Карелию – около 600 рэ, в Архангельск – 250 рэ), хотя расстояние намного больше – 1220 км. Сублиматы прикупили в Москве, и часть привезли из Петрозаводска (очень понравились тамошние борщи и рассольники в сушеном виде, правда Питерского производства, а у нас в продаже не нашли). Собственно продуктов было почти на две недели нормального питания. А именно:

Была еще надежда на местные магазины, которые были обозначены у разных людей побывавших в тех местах. Из снаряжения были небольшие 40-литровые рюкзаки с обычным раскладом вещей. Добавлены  неопреновые водолазные носки толщиной 3 мм, противомоскитный костюм или сетка. Рем. комплект дл велосипеда состоял в основном из заплаток и пары камер. Набор ключей. Поездка намечалась по равнинной местности, и много запчастей тащить не хотелось. Рюкзаки и так прилично весили без железок. Предпоездочной лихорадки не было, хотя до последнего дня бродили по магазинам в поисках чего-нибудь полезного, но легкого. Неожиданно количество участников мероприятия сократилось до двух человек. ДМТ сломал ногу. И это за неделю до отъезда! Пришлось с этим смириться. Опять, как и в осеннюю поездку вокруг Онежского озера, их осталось двое.

Отъезд 27.06.03

Отъезд из Москвы был обычным. В районе полудня встретились на вокзале. Проводники насчет провоза велосипедов не возражали, хотя намекнули, что надо их  разобрать путем снятия двух колес. Оно конечно можно, но на верхнюю полку удобнее забрасывать с задним колесом. Наши доводы их не убедили. Колеса сняли. Места были сразу за купе проводника. Загрузились быстро. Соседи не возмущались, а даже проявляли некий интерес. Отставной пожилой военный с внуком суворовцем отправлялись на родину в Архангельск отдыхать. Военные люди к суровым будням привыкшие - свисающие педали над головой и мешок с пивом под столом их не напрягал. Поезд тронулся. В пути должны были находиться около суток. Разговаривали о том, о сем, за жысть, об армии, ценах, разных способах отдыха, ну и так далее, чем обычно занимаются соседи по койкам в вагонах. Пожилой военный был человеком серьезным, внука содержал в строгости, но спорт уважал и охотно рассказывал об особенностях Архангельского края. Поезд довольно шустро катил с небольшими редкими остановками. Последняя остановка перед сном была в Данилове. Запомнилось обилие теток с петрушкой и укропом по 5 рублей за огромный веник. Но в засушенном виде не было, а в натуральном нам не надо.

День первый 28.06.03

Утром проснулись перед стоянкой на станции Обозерская. Вышел из вагона. После ночного дождя везде сыро. Но обещанных  3-5 градусов не чувствуется. Прошелся по перрону. Подивился на стеллу посвященную 1000-му километру электрификации Северной дороги. Правда, дальше Обозерской ее не электрифицировали. В Архангельск нас потащил тепловоз. Да, 1000-й километр звучит, конечно, лучше, чем 1220-й, но ведь Архангельск все-таки крупный древний город, и как-то не солидно было на тепловозе по однопутке въезжать в точку нашего отправления.

Выгрузившись в Архангельске, посетили местный зал ожидания и к своему удивлению обнаружили в ларьке 5-тикилометровку Онежского полуострова. Жаль, что был один экземпляр. Даже слова «генеральный штаб» не стерли, просто скопировали как есть. Мелковато конечно, но все же лучше чем ничего. Пообещали к концу лета километровки. Верится с трудом, хотя чего только не бывает... (по приезду домой зашел в «Атлас» на Кузнецкой и поинтересовался о подобной карте, продавцы делали круглые глаза и отмахивались, дескать 4-ре года за такое безобразие валяться на нарах).

Сняв с себя часть теплых вещей (заметно теплело) покрутили в сторону короткого моста через Северную Двину. На километровке обозначен ж/д мост, а на самом деле присутствуют оба два рядом. С одного боку колея железнодорожная, с другого две автомобильных полосы. В поселке Лайский Док прикупили немного свежего хлеба и темного пива. И покрутили дальше в направлении Северодвинска. В сам Северодвинск заезжать не хотели, а планировали объехать его южнее через Рикасиху. На посту возле Рикасики поинтересовались о наличии дороги на трассу Северодвинск – Онега. Постовые советовали ехать прямо и перед городом «у парусов» повернуть налево. Раздумывать не стали, да и выглядела грунтовка налево сыровато-грязновато. «Парусами» оказались рекламные щиты. Налево уходила бетонка. В южной части города захотелось перекусить. Хлеб с колбасой местного производства вполне на это годился. От моста через речку потянулся хороший асфальт на запад. Собственно отсюда и начинается дорога на Онегу. Восточная часть Летнего берега Белого моря закрыта для свободного посещения, поэтому, к морю мы должны были пробраться в районе поселка Красная Гора, сделав небольшой крюк на Юго-запад. Крутили весело. Солнце выглядывало сквозь облака, и обещанный холод никак не хотел наступать. Слева и справа наблюдалось большое количество дачных участков. Места сильно заболочены. Предупреждающие таблички справа о том, что грунт вдоль дороги не тырить, чередовались с ямами, выкопанными несознательными гражданами. Неожиданно асфальт прекратился на развилке. Дорога вперед превратилась в грунтовку и раздваивалась. По интуиции едем по более накатанной, т.к. на карте развилка нарисована немного не так. Проехав больше половины пути, сделали остановку у реки Солза. Надо перекусить. Импровизации с супами производства «Гала» убедили в их непригодности для насыщения. За бабки в 200 рэ за упаковку из 7-ми  разных супов могли бы и что-нибудь получше приготовить. Как-то случайно пробилась банка темного пива в гермомешке на багажнике. Мешок стал внутри мокрый и вонючий. Сушим. Часть пива решено истребить. Мерзкая мошка не дает спокойно жить. Наевшись, быстро сваливаем. Ночевка запланирована на реке Сюзьма.

Еще предстоит много крутить. Дорога продолжает медленно ухудшаться. Грейдер здесь видимо проходит не часто – много выбоин, крупный щебень там и сям. Если это новая трасса, как о ней рапортовала администрация области, то не сложно  представить, что было раньше. Щебень в основном смыт в низины и, разогнавшись на спуске, рискуешь неслабо навернуться. Велос дергает то влево, то вправо. Внезапно на спуске в районе отметки 138  возникает гладенький асфальт с отводами для воды.

Не понятно, кому он здесь понадобился, населенного пункта нет. Хотя справа виднеется неприметная избушка на горке. Странно. Между тем темнеть особо не собирается. Белые ночи. Уже ощущается усталость в ногах и спине. Пытаемся сориентироваться на карте по пересекаемым речкам. Почти получается.

На очередном спуске возле моста видим грязноватую табличку «р. Сюзьма». Приехали. Мест для стоянки с дороги не наблюдается. Справа какое-то засиженное место местных рыбаков с остатками кострища и бутылками. Слева река выходит из-за поворота. Вот туда мы и направились, дабы с дороги нашу палатку не было видно. Искали место не долго. Встали в лесу. Для небольшого «Хоббита» ровную площадку найти не сложно. В кастрюльке на газу варится густой борщ! Вот чего сейчас нужно. Что-то заломило в области сердца. Надо было не лениться по весне, а интенсивно раскатываться. Проехали 120 км под рюкзаками. Тяжело. Прилег. Полегчало. Борщ получился отменный. Комары житья не дают. Облачаемся в сетки. Искусали местами прилично. Время позднее, пора спать. Изредка слышен шум машин.

День второй 29.06.03

Спали долго. Все проспали. Собирались лениво и долго. Комары, как всегда, чувству скорую разлуку, яростно набросились. Упаковав пожитки, выкатились на дорогу. Довольно тепло. Небольшие облака.

Крутится как-то вяло. Много гравия на дороге. Где-то справа должна появиться Хайнозерская технологическая дорога. Впереди Т-образный перекресток. Две одинаковые дороги уходят влево и вправо. Очевидно – наша правая. Указателя нет. Левая, которая в Онегу, слабо отличается от той, которая вправо, в Уну. В два ряда лежат бетонные плиты. Колея явно под лесовозы. Длинный спуск с небольшим уклоном. Ветер в лицо. Слева и справа уходящие в лес деревянные гати из бревен. Старые бревна совсем потемнели. Фотографируем. Дорога все больше уходит вверх. Появляются затяжные подъемы. Дорога ухудшается, много песка. Пыли мало. Дожди лили долго. Забрались довольно высоко. Слева озеро Большое Половое. Развилка на р. Кинжугу и Уну. Сверху открывается красивый вид на запад. Спускаемся резво, проезжаем мимо каких-то бытовок. Ориентиром для поворота направо служит электролиния. По карте она идет из поселка Уна, но почему-то выходит из леса раньше, и, пересекая грунтовку, уходит вдоль зимника в лес. Удивляемся. Хотя верим. На повороте быстро подкрепляемся перекусами (времени на готовку обеда нет). Еще каких-то 30 км по зимнику – и мы у берега Белого моря. Комаров становится заметно больше. Мошка тоже присутствует. Началась тяжелая заболоченная дорога в сторону поселка Красная Гора. Поначалу еще возникало желание крутить педали. Как таковой грязи вначале не было – два дня сухой погоды успели немного подсушить колею на подъемах и спусках. Следов какого-либо транспорта не наблюдалось. Иногда попадались остатки следов Уазика (во занесло) с осенней листвой. Видимо тогда и ехал. След от ГАЗ-66 или чего-то подобного был вообще очень старый и совсем смыт. При въезде в лес нашли два здоровых белых гриба. Их здесь полно. От былой легкости в движении ничего не осталось. Очень устал. Еле передвигаюсь. Почти перестал крутить педали. Иду пешком. Скорость все равно на более 1 – 3 км/ч. Димон все еще бодр и начинает все больше отрываться вперед. Ждет мен на поворотах. Мне тоже потеряться здесь совсем не хочется. Опять заныло в левом боку. Часто останавливаемся и немного отдыхаем. Пока довольно сухо. Неопреновые носки мы одели еще в поезде. Думал - ноги подохнут. Ничего подобного. Даже не пахнут. Вечером слегка подсушиваем на костре или так и утром снова одеваем. Потертостей нет. Носками просто доволен. Тепло. Появились первые заболоченные участки дороги (если ее можно так назвать). Колея уходит под воду. Слева-справа болото и кусты. Пробираемся вдоль кустов по колено в болотной жиже и мху. Велосипед тащить тяжело. Цепляется за все подряд и больно бьет по ногам педалями. Так как я больше иду справа от велосипеда, то левая нога получает больше ударов педалью сзади выше щиколотки. Ломимся по воде сквозь кусты и материмся. Преодолев первое болото, несколько минут отдыхаем. Даже возникло желание сфотографировать этот кошмар. Комары этим безнаказанно пользуются и жрут нас со страшной силой. Не помню здесь или позже возникла теория о том, что раз кусают комарихи и это им надо для размножения, то выходит, что они нас просто трахают, причем трахают сильно. Это немного веселит. Совсем немного. Изредка попадаются плохонькие мосточки, почти разрушены. Впереди опять болото. Колея поворачивает вправо и напоминает уходящую вдаль реку. Пробираемся вдоль воды по кочкам и трясине, ведя велосипед по колее. Вода доходит до верха колес. На дне валяется топляк, и велосипеды часто застревают. Поднимаем их ближе к себе, но это не легче – по колено в воде, и велосипед цепляется за все что попало. Все еще продолжается поворот и болото, не видно конца. Наконец впереди обозначился небольшой подъем. Выбираемся снова на сухую колею. Страшно устали. Перед нами мост из свежих  бревен. Следов от транспорта не видно. Даже на мосту. Мистика. Отдыхаем. Становится ясно, что таким темпом мы к морю уже сегодня не попадем. Прошли только километров десять. Светло, но уже поздний вечер. Ноги еле идут. Где-то впереди по карте обозначена изба Кинжуга. Есть в таких местах хорошее правило ставить избушки для себя и других. Обычно в местах охоты или рыбалки. Погода здесь бывает разная. Дороги длинные и трудные. Вот и может путник остановиться в такой избушке, переночевать, обогреться и покушать. Так сказать бесплатная гостиница. Вот к такой избушке мы и пробирались. Стоит она прямо возле зимника на высоком холме.

Примерно на полпути. Наконец появилась первая примета – блеснуло озеро за деревьями справа. Потом поднялись на холм – и вот она. Небольшая, низенькая, из бревен, с двумя окошками, крытая досками, с  прихожей,  печкой, полатями и ящиком для провианта внутри. В ящичке, как положено в таких местах, соль, спички, чай, огарок свечи. Еще бывают сухие дрова, но видимо все сожгли зимой. Посетив избушку, все же решили ночевать в палатке на улице. Нет, там было довольно чисто и тепло. Но все же мы туристы или кто?! Побродив по холму там и сям, ровную площадку не нашли. Поднялся небольшой ветер. И все-таки сломались. Остаемся на ночь в избушке. Отодвинув дверь в сторону (петли отсутствовали), закатили велосы в прихожую. Затащили пожитки внутрь.

Вообще-то поиск места под палатку – это была отдельная песня. Во-первых Онежский полуостров – это место, где болота существуют на любой высоте над уровнем моря в больших количествах (в отличии от Карелии, что странно). Избушка стояла на довольно высоком и крутом берегу озера, при этом все относительно ровные и горизонтальные площадки чавкали при наступании на них ногами. Я раза два обежал поляну вокруг избы, пару раз спускался к озеру, замерз, т.к. место продуваемое, а ветер поднялся серьезный. Тут из леса появляется Женька с озабоченным лицом и со словами: «Кажется, тут бродит медведь...». Пошли смотреть находку – куча, прошу прощения, дерьма размером в половину моего рюкзака. Мда... Да еще и темнеет, как назло. Вот тут-то мы и сломались.

Внутри было темно (печь явно дымила, и потолок был черен от копоти). Пару раз стукнувшись о потолок (наверно избу строили гномы), стали изучать полати на предмет комфортного лежбища.

Доски были разной толщины и длины, но в целом вполне можно было улечься. Комары стали пробираться внутрь. Средств для их умерщвления внутри сооружений мы не взяли, и это грозило нам довольно некомфортным сном и риском быть обескровлеными к утру. Подумали о палатке без комаров. Возникла мысль усовершенствовать наше жилище. На полу палатку поставить было нельзя – мало места, а вот на полатях можно попробовать. Было довольно забавное зрелище, когда мы подвешивали, согнувшись, и пытались установить нашу усовершенствованную конструкцию из «Хоббита» без тента. В принципе все сработало, только целиком палатка ни вдоль, ни поперек на полати не умещалась. Кто-то недобрый явно сжег несколько досок от полатей. Побродив вокруг избушки, две довольно приличные доски были найдены, гвозди методом выкручивания их из бревен добыты. Восстановив потрепанные полати, водрузили на них палатку. Совсем другое дело! Сухо, тепло, комаров нет... Ну вот, теперь можно было подумать о сухой одежде, вкусной похлебке и небольшой дозе алкоголя внутрь для восстановления сил. Переоделись, спустились к озеру за водой.

Сварили густой супчик из одного здорового белого гриба. Второй даже и не понадобился. Зажгли огарок свечи, разлили немного водочки, закусили... Кайф выше полового... Прикинули, что у нас еще уйма времени и ночевка в незапланированном месте нам сильно не повредит. До моря оставалось 15 километров, а там как покатим... От усталости и плотного ужина стало клонить ко сну. Входную дверь занесли внутрь и подперли бревнушкой (видели медвежий помет недалеко). Забрались в мешки. Злые голодные комары жужжат как электропровода под ЛЭП по другую сторону москитной сетки. Будильник заведен на раннее утро, чтобы не повторять ошибки прошлого дня...

День третий 30.07.03

После звонка будильника еще долго валялись – подыматься совсем не хотелось. С трудом переборов лень, не спеша, поднялись. На завтрак омлет и каша. Вещи упакованы. Последний раз оглядев наше пристанище, делаем прощальный снимок возле избушки. Впереди виден поворот зимника. Продвигаемся неспеша. Погода совсем наладилась. Тепло и солнечно. Сетчатые штаны и куртка одеты поверх велоформы. Совсем раздеться не дают тучи комаров. Но, не смотря на это, мы достаточно бодры и веселы. Путь проходит по небольшим холмам. На вершинах встречаются сухие песчаные дорожки с множеством грибов, в основном белые и подберезовики. Размеры впечатляют. Очень крупные, но не гнилые. Встречаются экземпляры со шляпкой как футбольный мяч. Все подряд уже не собираем, берем только самые крепкие и помельче. Двигаться довольно далеко и хочется грибы довезти до следующей стоянки. Внезапно впереди слышим стук топора. Люди! Звук топора все ближе. Неожиданно впереди в метрах пятидесяти поперек дороги падает береза. Опа! Пролезаем через ветки. Видим двух человеков в зеленой униформе. Оба уставились на нас. Немая сцена. Здороваемся. Местные лесники. Как там дорога впереди? Улыбаются... Недолго беседуем. Дальше зимник такой же заболоченный. Впереди будет развилка. Нам прямо. Пожелав друг другу удачи, побрели дальше.  Холмы стали повыше. Местами можно даже крутить педали. Забрались уже довольно высоко. Песчаная дорога. Сухо. Вот и развилка. Справа все изрыто окопами. Бродим по бывшим позициям. От кого интересно здесь оборонялись? Может от интервентов в 1918 году?  У развилки находим табличку - «Забудьте сюда дорогу!». Ну да, такую дорожку вряд ли забудешь! Немного отдохнув, поехали дальше. На спусках даже можно немного разогнаться. Но внизу всегда находится болотце. Идем по воде. На вершине очередного холма отчетливо слышим ровный шум. Что такое? Да это же море шумит! До берега остается около 5-ти километров, т.е. час – полтора хода. Сил как будто прибавилось. Стали часто встречаться следы деятельности человека – кострища, пустые консервные банки и бутылки из-под местной водки. Появились огороженные жердями лужайки, поленницы дров, свежие следы трактора. Движемся на шум моря. Справа длинное узкое озеро. Сверяемся с картой. Где-то слева должен показаться поселок Красная Гора. Обходим озеро слева. Вот и поселок. Небольшой. Типичные серые домики. Людей видно совсем мало. Внимания на нас никто не обращает. Там и сям стоят телеги и повозки. Домики стоят неровно. Кривые улочки. Конюшня. У загона дремлют коники. Улочка представляет собой  разрыхленную домашним скотом дорожку. Местный люд передвигается по досчатым настилам справа и слева. Велосипеды катим. Море шумит невыносимо. Переезжаем через мостик. Подымаемся на вершину большой песчаной дюны. Вот оно, МОРЕ!  Темное, до горизонта... Дует небольшой ветерок. На волнах белые барашки. Шумит. Небольшой отдых на вершине дюны. Дальше начинаетс наш путь по берегу моря. С этого момента море всегда будет справа, а берег слева. Спускаемся  вниз к морю. Первое препятствие – небольшая речка. Моста нет. Перебираемся на другую сторону по завалам из бревен. Далее везде эти бревна будут обязательной частью местного ландшафта. Называется «кошка». Подобрались поближе к воде. На вкус сильно соленая. Пробуем проехать по отливной полосе. Катится тяжеловато, но это лучше чем ходить пешком по рыхлому песку. Наверно надо было ставить полуслики, шипастая резина вгрызается в песок и не дает разогнаться. Едем по мелководью и морской пене. Вода прохладная, но неопреновые носки спасают от холода. Постепенно начинаем привыкать к езде по отливной полосе. Тут есть  некоторые особенности.  Близко к воде – песок  сильно сырой и вязкий, подальше – сухой и рыхлый. По нагрузке на ноги находим ту часть суши, где можно достаточно быстро двигаться, не увязая колесами в песке. Но все равно скорость небольшая. До Пертоминска по берегу около 10-ти километров. Ветер дует в спину. Налицо все условия дл быстрой езды. Но основные ресурсы организма ушли на преодоление зимника. Не катит. И хотя настроение хорошее – усталость дает о себе знать. Часто спешиваемся и проходим некоторое расстояние пешком. Отставание от графика уже сутки. Пробуем катиться дальше от воды по поросшему травой песку – неудачна идея, колеса вязнут. Вдоль берега идет песчаная колея от «Урала», но по ней совершенно не возможно ехать. Да и пешком тяжеловато. Снова выползаем на отливную полосу. Так до позднего вечера и чапаем. Прошли чуть больше половины расстояния до Пертоминска. Ветер слегка усилился. Комаров сдувает нафиг. Пора вставать на ночлег. С левой стороны весь берег метров на пятьсот вглубь покрыт красивыми дюнами. В самом конце дюны высокие с редкими соснами. Издалека замечаем место по красивше и ковыляем по песку туда. Первая попытка неудачная. Ветер дует со всех сторон и не видно пресной воды. Бросаем велосипеды, рюкзаки и бродим по вершинам дюн в поисках ровной площадки за дюнами. А за дюнами до горизонта лесистое болото.

На самом деле найти приличное место для стоянки здесь было крайне сложно. Весь берег не спроста был покрыт пеной – ветер дул с моря, не переставая, и днем, и ночью. Ветер, кстати сказать, северный и довольно холодный, так что раздеваться совсем не хотелось. Именно этот ветер и надул здесь такие дюны, которые вырастают метров на пять, и постепенно надвигаются на болота и тайгу. Вставать на дюне было совершенно невозможно, т.к. укрыться от ветра не удавалось ни в яме, ни за редкими прибрежными деревцами. Кое-где рыхлый песок был размечен собачьими следами, видимо они тут рыщут в поисках халявной еды. Решили посмотреть, что там за дюнами. Бросили велики и с трудом залезли на самую последнюю дюну (песок-то сухой и рыхлый). И вот тут нас ожидал сюрприз: по ту сторону дюны пятиметровый обрыв, почти отвесная стена, из которой торчат наполовину засыпанные песком деревья. А у подножия ентой стены блестит болотная водица. Не, там мы ночевать не будем. Пошли дальше. В общем, долго мы так шлялись, пока не заметили рыбацкий сарайчик – деревянная будка метра полтора высотой, почти по крышу вкопанная в песок. Решили еще раз за дюны глянуть, тем более, что туда и следы собачьи вели. В общем, за одной из дюн оказался более-менее пологий спуск, ровная площадка три на три метра и старое кострище – видимо рыбацкая стоянка. Повезло нам. Думаю, такое место там одно было километров на десять вокруг.

Наконец место найдено. Есть вода и много сухих дров. Перекатываем велосы через дюны. Палатка удачно разместилась на небольшом ровном пятачке. Пора приготовить грибной супчик! Грибов насобирали много. Супец получился отличный. За дюнами тихо и спокойно, а потому много комаров. Вылезаем наверх. Комары пытаются лететь против ветра и делают всякие хитрые трюки, чтобы хоть как-то нами закусить. Иногда им это удается. Солнце почти у горизонта. Берем фотоаппараты и идем к морю сделать несколько кадров. Волны накатывают издалека, шумят и пенятся. Бродим по берегу и наслаждаемся свежим морским воздухом. Облаков нет и ночь совсем светлая и самая настоящая «белая». Песок вокруг тоже белый и это еще более усиливает белизну белой ночи! Во как... Но пора спать, и приходится возвращаться за дюну к нашей палатке.

Как хорошо засыпается под шум моря...

День четвертый 01.07.03

Опять звенит будильник. Солнце давно встало и нагревает тент палатки. Душно. Небольшой завтрак из омлета и сублимированного творога. Довольно быстрые сборы. Идем по песку к берегу. Покатили по отливной. Прилично катится. Справа появились отмели. Местный народ в небольшом количестве бродит с лопатами – собирают мидии. Хорошо бы тоже пособирать, но некогда. Нам надо торопиться.

Где-то там за длинной косой должен быть Пертоминск. Надо побыстрее туда попасть и разузнать насчет переправы через Унскую губу на полуостров. Песчаный берег сузился и стал крутой. На отливной полосе все больше камней и валунов. Ехать трудно, опять идем пешком. Педали цепляются за камни и неприятно скрежещут. После вчерашней езды по воде то, что могло поржаветь – поржавело. Под ногами хрустят пустые раковины от мидий. Начинаем огибать мыс. Береговая полоса снова становится пологой и широкой. Под ногами много морской капусты выброшенной приливом на берег. Запах зловонный. Скользит. Уже видна противоположная сторона Унской губы. Какой-то народ двигается вдоль берега на тракторе и бросает в кузов морскую капусту. Видимо заготавливают. Заметили пристань и какое-то движение на ней. Это радует. Прямо перед нами валяется большой остов деревянного судна. Внутрь набилось много вонючей капусты. Фу. На пристани что-то разгружают в кузов «Урала». Корабль с каким-то смешным грузинским названием (забыл). Рядом стоит  небольша плоскодонная баржа с откидывающимся бортом – «Яреньга». О! Вот в Яреньге мы и должны сегодня быть. На борту два человека в камуфляже. Здороваемс и спрашиваем о возможности переправы (ширина Унской губы в этом месте 4-ре км). Зовут на борт и говорят, что прям сейчас отплываем – расписание. О как! Было бы неплохо прогуляться в магазин  и к колодцу за водой, но уже нет времени.

В этом месте нам пришлось принять действительно серьезное решение. Дело в том, что, как выяснилось, у нас нет некоторых необходимых лекарств. При этом стало очевидно, что к ожидаемой нагрузке мы просто физически не готовы: раскататься как следует до похода как-то не получилось. В общем мы рассчитывали найти в Пертоминске аптеку или медпункт и принять решение, стоит ли нам вообще продолжать маршрут, или лучше вернуться, пока не поздно. Решили рискнуть. В крайнем случае можно будет вернуться с той же баржей, а на мысу есть метеостанци – у них должна быть хоть какая-нибудь связь.

Закатываем велосы и располагаемся на палубе – кроме нас никого нет. Капитану на вид лет 20. Смотрит на противоположную сторону в бинокль и явно кого-то ждет. Минут 20 ждем. Потом отходим. Правда, двигаемся не перпендикулярно, а на Юг, на самый конец Заяцкого мыса. Совсем неудобно. Но выбора нет – там пристань. Тоскливо смотрим на противоположный берег – прибавляется еще несколько километров пути. Вот и пристань – кусок ржавого понтона. Под руководством капитана бросаем канат и пришвартовываем баржу. Изображаем что-то типа наматывания каната на кнехты. Шеф доволен и помогает нам спустить велосы на берег через борт.

Теперь двигаемся на Север, на мыс Яреньгский рог. На карте там обозначена метеостанция. Ветер в лицо. Кругом чайки с выводками. Иногда в воде валяются дохлые морские звезды. Огибаем мыс. Метеостанция видна. И еще видим уходящий вдаль ровный как асфальт, твердый (мокрый песок) и очень широкий берег. Вон и метеоролог на берегу  в высоких сапогах – ковыряется с лодочным мотором. Спрашиваем насчет воды. Есть колодец возле метеоплощадки. Подходим. Вода неглубоко. На вкус вполне съедобная и не соленая (берег моря метрах в 50-ти). Садимся на лавочку и перекусываем перекусом номер пять. Местный (метеорологический) ребенок (мелкая девчонка) появился возле дома и изучает нас издалека. Островок цивилизации. Установлена самодельная ветроэлектростанци в виде мотора с самолетным винтом. Теле- и радиоантенны. На площадке всяка фигня для наблюдения за погодой. Люди живут постоянно. Отдохнув и напившись воды, выбираемся на отливную полосу. Велосы хорошо катят. В очередной раз мечтаем о сликах. Хотя и на шипастой резине иногда разгоняемся до 20 – 25 км/ч. Совсем неплохо. До Яреньги километров 20. Твердый песок заканчивается  километров через 5 и начинается тягомотина с ездохождением. На берегу редкие лодки и  рыбацкие избушки. Пару раз встречались люди заготавливающие дрова. Процесс не сложный – ходи по берегу и стаскивай в кучу топляк, который уже успел просохнуть на ветру. Ближе к Яреньге берег изъезжен мотоциклами и тракторами. Не катит – идем пешком. Солнце висит над горизонтом.

Довольно странное явление: по песку в сторону берега в больших количествах ползут осы. Ползут медленно, лететь, по всей видимости, не могут. Очевидно, что выползают они из моря, только вот как они туда попали – совершенно непонятно…

Вдали виден поселок. Бродят коники. Берег опять становится крутым. Подходим к реке Яреньге и останавливаемся. Глубоко. Брода не видно. Слева на холме сидит местная молодежь. Три не сильно взрослых тетки отделились и спускаются к нам (с характерным возгласом «Ооо!»). Привет. Очень настойчиво зовут с ними потусоваться, улыбаются, говорят, что они Архангельские и у них «всё есть». Под «всё есть» надо понимать видимо что-то алкогольное и съедобное. Уговаривают долго, но  в наших планах тетки не предусмотрены и мы очень устали. Обещание сводить нас на местную дискотеку еще более убеждает нас побыстрее свалить отсюда. Ссылаемся на усталость и расспрашиваем про  магазины  и переправу. Яреньга – поселок большой. Есть несколько магазинов, пекарня, ферма, МТС и т.д. Но все уже закрыто. Работает по странному графику – часа по три утром и вечером. Девчонки не унимаются, радостные такие, спрашивают, где будем ночевать. Показываем рукой вдаль. Где-то там. Советуют остановиться в ближайшей избушке за поселком. Не, нам еще бы подальше куда отъехать. Прощаемся и двигаемся к мосту через реку. На другой стороне  подсказывают, где лучше проехать (мимо кладбища, лесом). Едем через небольшой лесок, слева поле с озерцом. Потом  бредем по рыхлому песку. Какая-то бешеная чайка жутко орет, пикирует на нас сверху и пытается клюнуть в макушку. Наверное, у нее здесь где-то гнездо. Мне хорошо, я в каске, а вот на Женьке – только кепка. Все. Хватит. Пора ужинать и спать. Уходим влево в редкий соснячок и находим ровную площадку возле заросшего болота. Ставим палатку. Воды  рядом нет. Иду в сторону болота в поисках воды. Нашел большую лужу с почти прозрачной водой.

Отфильтровали – вполне приличная, на суп и чай хватит. Разожгли костерок. Сушим неопреновые носки. Светло. Перед едой намазываем руки и лицо, чтобы спокойно поесть без комаров. Поев и испив остатки алкоголя, решаем завтра утром вернуться в Яреньгу и посетить местный магазин. Пытаюсь сфотографировать закат, но мешают деревья. Рядом по дороге изредка проезжают мотоциклисты. Комары непрерывно жужжат... Спать...

День пятый 02.07.03

Подъем. Отстаем от графика на сутки. Быстро собираемся. Что-то лениво со всем барахлом тащиться назад в Яреньгу. Оставляем рюкзаки и всякие вещи под небольшой сосенкой, маскируем и налегке катим в поселок. Ух, как катится!  Быстро домчались. Где магазин? Вот он. До закрытия осталось 10 минут. Заходим. Все необходимое есть. Пиво, водка, печенье, козинаки, тушенка... Ничего не забыли?

Продавщица рассказывает про туристов, которые несколько лет назад зимой останавливались у нее и парились в бане (лыжники из «Вольного ветра»). Чужие здесь редко бывают. Всех помнят.

На выходе уже ждут. Пара совсем мелких девчонок и веселый даун. Девчонки очень общительные, тараторят без остановки. Что-то спрашивают, что-то отвечаем. Кататься не даем и очень торопимся. Где воду берете? Колодец за магазином. Сегодня среда и все ждут баржу из Пертоминска. Ходит раз в неделю. Привозят продукты и часть отвозят на «Урале» в Лопшеньгу. Упаковываем хавчик в мешок и приматываем к багажнику. Девчонки бегут впереди велосипедов, показывают, где живут, провожают до края поселка. Возвращаемся к нашим рюкзакам. Выходим на дорогу Яреньга - Лопшеньга. Дорога – просто колея от тракторов в песке. Совсем не катится, и идти тоже нелегко. Местами по 50-100 метров едем. Пересекаем несколько речек по мостикам. Подъемы и спуски. Слева – справа лес. На вершине очередного холма беседка возле дороги. Скамейка очень широкая, можно прилечь и попить пивка.

Мошка лезет в лицо. Жарко. Изучаем карту. До Лопшеньги километров 15. При нашей скорости 1-3 км/ч будем ползти до вечера. А как там, на отливной полосе? Надо проверить. Сползаем с дороги вниз направо. Можно катиться или хотя бы идти по твердому песку. Эх, снять бы сетчатый костюм надетый поверх велоформы, но нельзя. Ветра нет. Комары, слепни и мошка разного размера жужжат вокруг в избытке. Как ни защищайся от них – все равно искусаны. Идем вдоль берега по кучам из морской капусты. Булькает и мерзко воняет. Соленая вода никак не дает зажить левой ноге разбитой об педаль. Перед Лопшеньгой переходим вброд довольно быструю речку. Воды чуть выше колена. Сильное течение пытается завалить набок. Переходим на повороте почти навстречу течению. Лопшеньгу уже хорошо видно. Поселок вытянут вдоль бухты. Спокойные северные лошади стоят по брюхо в воде. Молча. Смотрят куда то вдаль. Людей почти не видно. Кой-какие дети и пара рыбаков.

Мужик  в сапогах бредет навстречу. Смотрит на нас и говорит, что через поселок идти удобнее, а на окраине через аэродром идет дорога в лес по берегу. Говорит, что на мотоциклах по ней ездят. Спасибо. Идем по поселку. Людей не видно. Бродят овцы. Стоит свежеизготовленная деревянная большая лодка. Детская площадка с фигурками из дерева. Забор. Деревянные ворота, подпертые шестом. Открываем. Закрываем. Аэродром в виде большой поляны. Едем по укатанной тропинке через поляну. Опять ворота. Открываем. Закрываем. Тропинка уходит в лес и сильно петляет. Очень узко. Переходим несколько речек. Воды по колено. Опять петляем среди деревьев и кустов. Едем по краю высокого берега. Спускаемся вниз. Две рыбацкие избушки. Мотоцикл. Люди в лодке на море проверяют сети. Мыс Лопшеньгский. Справа море. Слева очень высокий и крутой берег. Впереди камни и валуны. Ну да, об этом нас предупреждали. Другой дороги вроде бы нет. Вперед  5 километров по камням. Не то чтобы катиться – еле идем. Проходим 50 метров и отдыхаем. Так продолжается довольно долго. Велокомпьютер скорость движения не определяет – слишком медленно движемся. Островки песка между камнями очень радуют. Несколько метров ровной поверхности. Мыс очень большой. Никак не можем понять, сколько мы уже прошли. Силы тают с каждым метром. Впереди на небольшой ровной площадке на склоне избушка. На самой вершине берега световой знак. Мыргает.

На этот раз Женька оказался бодрее меня: я как упал на бревно, так и остался на нём помирать. А вот Женька увидал световой знак, бросил рюкзак и велик, схватил фотоаппарат и полез по почти отвесному склону, как мне тогда показалось, прямо к знаку. Я сижу, греюсь на солнышке, ем заныканый сахар. Минут через пять слышу - где-то далеко сверху доносится Женькин голос. Смотрю, Женька уже на знак забрался - фотки делает. Вид хороший получился, посмотришь - и не верится, что мы всё это прошли.

Сидим на бревне. Надо вставать на ночлег. Палатку разбить негде. На берег с велосами не забраться. Уклон наверно градусов сорок пять. Бросаю рюкзак и поднимаюсь к избушке. Никого. За дверью всё так же как и в избе Кинжуга. Прихожая для велосов, в избе печка стол и – то чего давно не видели – две железные пружинные кровати! На столе у окошка обложка от книги Фенимора Купера «Последний из Могикан». Бегу вниз. Остаемся здесь! Подтаскиваем к избе  рюкзаки. Тянем велосы. Садимся на лавочку. Офигительный вид на море. Почти штиль. Только всякие утки и чайки нарушают тишину. За печкой обнаружили пару арматурин. В прихожей несколько кирпичей. Получился набор для изготовления таганка. Метрах в ста назад с холма течет ручей с пресной водой. Нехитрую еду замутили быстро. Но, не спеша поесть на лавочке, любуясь закатом и видом на море, не получится. Очень много комаров. Впрочем, это надо видеть. На словах не объяснить.

Сидим за столом внутри избы. Единственное небольшое оконце выходит на море. Тоже неплохо. Эх, сейчас бы пивка! А впрочем, водка тоже сгодится. Оказалась немного резковата. Местная. После обильной еды клонит в сон. За день устали сильно, хотя прошли километров 25 наверно. Окончательно добили последние несколько километров по валунам. За ночь отдохнуть не успеем. От графика отстали за сегодня уже на два дня. Что  там  впереди – неизвестно. Пятый день без нормальной помывки. Еды полно. Погода отличная. Вот так постепенно все мысли собрались в одну – необходимо день отдохнуть. Димон обещал соорудить каменную баню. Дров кругом полно. От этой мысли сразу стало как-то легче и веселей. Вылезли наружу. Какой закат! Решили немного пройтись по берегу вперед, посмотреть что там. Наличие светового знака говорило о том, что мы где-то на середине мыса.  Прошли километр или даже два. Похоже, что так и есть – мыс уходит налево. Вдали еще избушка.

Идем назад и обсуждаем то, как мы это здорово придумали здесь заночевать и потусоваться. В избушке тихо и тепло. Залезли в спальники и растянулись на кроватях. Непередаваемые ощущения...

Никаких будильников – спим, пока не проснемся...

День шестой 03.07.03

Утро. Солнце светит в окошко. Жужжат и бьются о стекло мухи. Пора вставать. Много дел. Надо постирать и высушить одежду. Вымыться. Погода отличная. Жарко. Пойду позагораю. Э нет. Комарам абсолютно начхать на жару. Мошка тоже не дремлет. Придумал. Разделся совсем и натянул сетчатый костюмчик. Во, другое дело. Побродил вдоль берега на предмет поиска мест для купания. Свежий след от трактора «Белорус». Вчера не было.  Эва куда занесло! Странно, что не слышали, как проехал. Едет по нашему маршруту в отлив. Возле ручья кусочек песчаного берега. Годится. Разделся, залез в воду. Брррр... Водичка наверно ниже десяти тепла... Бодрит... Пошел к ручью умыться. Среди завала из бревен и веток нашел доску похожую на желоб. Сейчас сделаем из ручья водопад! Слегка запрудили ручей, сделали из пластиковых бутылок трубу и направили на желоб. Вот, теперь можно слегка согнувшись помыться целиком под струей воды. Притащили шмотки мыло и устроили постирушку. Возле избушки натянули веревки, развесили разноцветную велоформу. Теперь можно и баней заняться. У Димона есть опыт в этих делах. Сначала надо было найти побольше плоских камней. Этого добра кругом много. Потом расчистить место под крутым берегом. Затем из камней сложить печку с поддувалом. А потом несколько часов протапливать ее дровами,  чтобы камни хорошо прогрелись. Процесс долгий. Просоленные дрова горят как-то странно, но все получилось. Комары пачками падали на раскаленные камни, жарились и воняли паленым мясом. Чуть выше печки подготовили лежачок. Неплохо бы еще веников навязать, но рядом леса нет, а подыматься на вершину берега что-то лень. Сгодилась и карликовая береза.

Ну, на самом-то деле, она ни какая не карликовая. Совершенно нормальная берёза. Но, правда, со своей морской спецификой. Ветер в этом месте почти всегда дует северный - с моря на берег. Дует сильно. И вот этот ветер все прибрежные деревья и кусты причёсывает лучше любого фена! Высоким здесь никто не выростает, а у тех, кто смог, не смотря ни на что, от земли приподняться, все ветки аккуратно вдоль берега зачёсаны. И ветки почти все сухие: стоит зелёному листочку распуститься, как его тут же ветром и обрывает. У меня сердце кровью обливалось, когда я эти несчастные берёзки общипывал, чтобы пару веников связать!

Набрали листьев мать-и-мачехи. Заварить. Когда камни хорошенько прогрелись, огонь потушили, угли выгребли. Накрыли все это сверху тентом палатки и заткнули все щели. Получилось просто супер. Комары тут же уселись сверху на тент. Парились несколько раз, выскакивая наружу и бултыхаясь в холодное Белое море. Вытопили наверно весь яд, полученный нами от надоедливых комаров за эти дни. Процесс одевания тоже был непростой. Выскакивали по одному сполоснуться у ручья, а потом бегали по берегу, надевая штаны, пока комары тучами носились за нами. Затем прихватив барахло, тент и бегом к избушке. Всё. Сидим внутри, пьем чай. Отлично выпарились. Эх, не хватает только бутылочки другой пива. Кстати еще оставалась водка. Необходимо принять. А еще можно прогуляться к маяку и поглазеть сверху на окрестности. Правда, для этого пришлось карабкаться по крутому склону. Но вот уже и наверху. Вид отсюда открывается обалденный. Забрались еще и на самый верх маяка. Отсюда вид еще интереснее. Мыргает лампочка в красном плафоне. Интересно, откуда электричество берется, ведь никакой ЛЭП рядом нет. Изучаем, куда уходит кабель от фонаря. А вон какая-то будочка внизу. Пойдем, посмотрим. Огорожена в радиусе 5-ти метров. Значки, предупреждающие о радиации, со всех сторон. А это наверно чтобы туристы аккумуляторы не тырили. Хотя вряд ли здесь часто кто-то бывает. Места дикие. Солнце спустилось к горизонту. Мы тоже спускаемся вниз, бродим по берегу и пытаемся поймать фотоаппаратами дорожку от солнца на воде. Надо сегодня не поздно лечь спать, чтобы завтра пораньше проснуться. Возвращаемся в избушку и только сейчас замечаем, что внутри полно комаров. Как они сюда пролезают? Двери всегда закрыты... Может через щели... Пытаемся заткнуть щели возле печки. Не помогает. Лезут и лезут.  Вспомнили, как  ставили палатку в избе Кинжуга. Тема хорошая только здесь нет широкого лежака. А что если сдвинуть вместе две кровати? Небольшая перестановка. Палатка встала отлично. Спасены! Можно спокойно выспаться. Частично упаковываем рюкзаки, чтобы завтра утром быстро собраться. Где-то пискнула мышь. Ага, учуяли хавчик. Подвешиваем продукты на вбитые гвозди, чтобы не сожрали. Забрались в палатку. Пытаемся заснуть.

Комары жужжат снаружи...

День седьмой 04.07.03

Пищит будильник... Вставать совсем неохота. Но зависать здесь больше нельзя – еще очень далеко до финиша. Вылезаем внутрь избушки. Комаров налетело... Быстро к ручью за водой. Отфильтровали на покушать и с собой в дорогу в двухлитровые бутылки. Быстрые сборы. Последний раз окидываем взглядом наше жилище... Ничего не забыли? На стенах когда-то были наклеены фотки из журналов с тетками и даже одна весьма условно, но с четко обозначенными любимыми местами, вырезана ножом на стене. Надписи, типа «Здесь был Василий в 197-таком то году». А давай и мы оставим что ли... Начирикали ручкой дату и WWW.STAYA.RU ,  нарисовали схематично велик. Авось хозяева не обидятся... Всё. Пора. Смазали цепи. Спустились к воде. Побрели пешком по камням. Велоботинки за вчерашний переход совсем умерли, иду в кедах. Прошли несколько километров. Миновали еще пару избушек. Пусто. Ни души. Перешли через ручей. Берег стал постепенно становиться ниже. Появилась вполне проезжабельна отливная полоса. Покатили. И довольно шустро покатили. После вчерашнего отдыха опять хотелось вкручивать. Песчаный берег стал очень широкий. Катили весело, разгоняя сидящих на берегу чаек. Неожиданно из-за большого валуна взлетел большой серый жирный гусь и, медленно взмахивая крыльями, свалил куда-то в сторону моря. В середине большой песчаной бухты увидели местных рыбаков. Один возился возле избушки, готовя поесть, а несколько остальных проверяли сети установленные на мелководье. Сети стояли кошельком. В отлив туда попадается рыба. Проехав еще немного вперед, снова встретили рыбацкую лодку. Берег стал постепенно меняться – появились небольшие мысы-наволоки, заваленные камнями. Приходилось выруливать дальше от кромки берега, перелезать через бревна и идти по траве. И вдруг увидели на берегу маленькие следы ступней. Мишка! Следы свежие, четкие. А вот еще. А вот совсем большие. Похоже, медведица с медвежатами бродит. Да уж... Надо быть внимательнее. Встречаться с такими попутчиками не очень хотелось. Двигаемся дальше и всюду встречаем свежие медвежьи следы. По пути много всяких заброшенных и полуразрушенных избушек и землянок. Каменистых наволоков стало больше. Низенький таежный лес ближе подходит к берегу. Видим песчаную дорогу вдоль леса. Выбираемся на нее и пытаемся двигаться по ней. Иногда даже можно катиться. На дороге тоже медвежьи следы. Когда дорога становится совсем труднопроходимой, вылезаем снова на берег. Так и бродим туда-сюда. Усталости пока еще нет, но двигаемся не спеша. До поселка Летний Наволок около 40-ка километров. В середине дня присаживаемся на белое отполированное песком бревно у воды. Перекусываем. На воде метрах в ста от берега замечаем что-то белое. Много. Оно периодически выныривает и снова исчезает. Полярные дельфины! Белухи. Долго за ними наблюдаем. Жалко фотки нельзя сделать – нет сильного зумма у фотоаппарата. Двигаемся дальше вдоль причудливых мелких бухточек с разбросанными большими камнями. На камнях сидят жирные морские чайки и разные бакланы. Вообще всякой водоплавающей птицы много. Крики чаек преследуют постоянно. Днем и ночью. На берегу в траве их гнезда. Одна чайка с раздвоенным хвостом пытается нас атаковать, пикируя с воздуха. Кыш пернатый! Еще одна заброшенная избушка. Рядом сарайчик на высоких столбах. Флюгер в виде самолета на колышке. Деревянные качели. Крест с табличкой «Трагически погиб». Валяется настоящая северная мухобойка. Резинка сантиметров 50 Х 50 и палка толщиной с руку и длиной метра полтора. Это наверно чтобы сразу несколько тыщ комаров прихлопнуть. Фотографируем. Через несколько километров еще одна избушка, но не заброшенная. Даже одинокая грядка рядом. Что-то растет. Свежий след всё того же «Беларуса». Куда едет? Может водку рыбакам развозит? В одном месте на берегу видим причудливые замшелые камни. Полоса шириной метров десять извивается как ручей и исчезает в песке. Что это такое? Не понятно. Берег становится более изрезанный бухточками и мысами. Бредем по дороге вдоль низенького леса. У полутораметровых елок все ветки повернуты в сторону от берега, как будто кто-то их так феном уложил. Лес совсем дремучий и непроходимый. Кругом присутствует какой-то хвойный сланец. Наконец за поворотом видим узкий длинный мыс с остатками избушки на конце.

Немного позже нам рассказали (Жена дяди Пети), что это за коса, и что за избушка. Оказываетс в старину это был монаший скит. Место очень интересное, дело в том, что в прилив коса полностью закрывается водой, и скит остаётся полностью отрезанным от материка. Но это ещё не всё: во время шторма мыс и коса закрывают бухту от сильных волн и ветра, и получается, что с одной стороны от скита бушует грозная стихия, а с другой - почти спокойное море.

Впереди слева поселок Летний Наволок. Берег завален камнями и бревнами. Пересекаем бухту по воде. Воды чуть выше колена. Небольшая волна пытается опрокинуть. На дне скользкие камни. Выбираемся на берег. Слева, ближе к лесу, местное кладбище. Покосившиеся черные кресты стоят хаотично, прямо на песке. Выглядит как в сказке. Справа на каменистом берегу стоят два ржавых судна. Несколько мальчишек скачут по ним, гремя железом. Идем к поселку по песчаной дорожке. У первого дома встречаем мужичка в камуфляже и тельняшке. Здороваемся. Спрашиваем про магазин. Говорит магазина нет, но у дяди Пети  можно прикупить продуктов. Просит внучку показать нам дорогу, та стесняется, машет рукой куда-то в середину поселка и убегает. Идем дальше, ориентир – синий дом. Синих домов несколько. У одного с качелями возле калитки видим людей. Идем туда. Здороваемся. Приветливые люди, несколько человек, вышли во двор расспрашивают о том, о сем. Зовут внутрь. Дядя Петя зовет отобедать, приглашает в дом. Моем ноги в кадке. Проходим на кухню. Накрывают на стол. Водки? Не, нам еще надо крутить. А вот холодного пива – это да. Появляется полторашка «Арсенального». На столе уха из свежей рыбы (никогда такую вкусную не пробовал), хлеб и всяка всячина. Обедаем в обществе дяди Пети, его жены, внучки, и приятеля Сани (здесь могу ошибиться в именах). Чужие сюда редко забредают. Последние – все те же лыжники. Дядя Петя травит нам байки про жизнь, природу и медведей, Саня его подкалывает. Всеобщее веселье. О времени забыли. Просидели часа три. Всё. Пора. А магазин-то где? На веранде. Отодвигается занавеска – прилавок, весы и полки с разнообразной продукцией. Берем каких-то консервов, конфет немного пива на вечер. Всем спасибо. Нам еще далеко. Впереди видна воинская часть. Советуют обойти справа вдоль моря. Прощаемся и идем. Настроение веселое, в животе приятна тяжесть. Пиво слегка кружит голову. Обходим воинскую часть, проходим еще немного. Вдруг что-то большое и темное побежало от берега к лесу. Вах! Медведица и два медвежонка! О страхе забыли... Кричим друг другу – «Фотографиру-у-у-й!». Быстро достаю фотоаппарат. Ну же, быстрей включайся! Эх, только задницу медведицы и успел запечатлеть. Эмоций выше крыши. Никогда так близко не видел диких медведей. Правда минут через пятнадцать, успокоившись от впечатлений, подумали, что если бы мы пошли чуть левее вдоль леса, то медведица могла бы и по-другому среагировать. Уж в море бы она точно не побежала... Вот так бывает. Целый день ходили озираясь, а тут на тебе... Вспомнили также, что мы находимся на самой северной точке полуострова.

Это надо запечатлеть! Нашли длинную доску. Углем нацарапали на ней – «Сама северная точка Онежского полуострова» и сделали снимок вдвоем, закрепив фотоаппарат на бревне. Прошли чуть вперед. Дорога уходила влево в лес. Темнело. Медведи. А пойдем-ка мы лучше вдоль берега. Сколько тут рядом медведей мы же не знаем... Пробираемся по заболоченной местности. Близко к берегу не подойти – много камней и топляка. Тропинка явно протоптана медведями – везде их помет. Обходим разные небольшие водоемы, заваленные гниющими бревнами. Усиливаетс ветер. Жена дяди Пети предупреждала, что ожидается шторм. Небо потемнело и как-то резко похолодало. Но нам жарко, потому что пробираемся через завалы из бревен. Они всюду. Набрели на избушку. Жилая. Но хозяев дома нет. Возникла мысль переночевать в незапертой  бане, но как-то было неудобно вот так не спросясь. Пробираемс дальше. Наконец набрели на большую ровную площадку на берегу. Правда сквозит. Но лучше вряд ли найдем. Сильно подуло, но, похоже, шторм проходит стороной. Слегка закапало. Ставим палатку. Оттяжки закрепляем большими камнями. По периметру палатки приваливаем широкие доски, чтобы не поддувало внутрь. На воздухе ужин не приготовить – капает и дует. Находим широкую и короткую доску и кладем внутрь палатки посередине, ставим газовую горелку, варим кашу. Тепло. Снаружи дует ветер, и шумят волны. Неужели изменитс погода? Все эти дни нам так везло. Настроение слегка падает. Ну, доставай что ли бутылку пива. Снаружи такой шум, что вряд ли услышим, как бродящие вокруг медведи будут нас окружать! Вообще медвежья тема стала любимой. Еще бы! Да. Сегодня по графику должны были ночевать в районе реки Ухта. Это где-то 170 км от этого места. Уже конкретно отстаем. Есть еще слабая надежда, что успеем вернутьс в Москву вовремя. Но очень слабая. Если за завтра не  перевалим c Летнего на Онежский берег, то вряд ли успеем домой к концу отпуска. Надо будет завтра продумать вариант экстренной эвакуации из какого-нибудь большого населенного пункта. Может быть морем на барже? Или может проплыть на барже часть расстояния вперед для экономии времени? Вот с такими мыслями мы вылезли наружу слить отработанное пиво перед сном. Ветер все еще дул. Все было серое и мрачное, что еще более усиливало удручающее настроение. Вдалеке на отмели виднелась ржавая баржа. Лесок слева был повыше, чем мы видели все это время. А вот берег был намного хуже. Сильно изрезанный. Возвращаться на лесную дорогу уже не хотелось, значит предстояло пробираться через завалы из бревен и валунов. Одно радовало – комаров сдувает. Можно без сетки на лице созерцать окружающую природу. Что-то стало прохладно. Лезем в палатку. Спать.

День восьмой 05.07.03

Ранний подъем. Снаружи слегка капает и не жарко. Готовим покушать под тентом. Сильный туман. Видимость несколько десятков метров. Натягиваем куртки и непромокаемые штаны. Комаров и мошки не наблюдается. В туман у них намокают крылышки, и они не могут летать. Гы. Так им и надо.

Ползем вдоль берега через бревна. Капать перестает. В куртках становится жарко. Всё. Больше не могу. Надо раздеться. В майке с длинным рукавом и шортах вполне комфортно. Берег начинает поворачивать вправо. Наверно обходим бухту. Не слышно шума моря. Нет ветра. Тихо. Изредка кричат чайки. Задолбали бревна! Поднимаемся выше к лесу. Дороги не видно. Она где-то в лесу. Идем вдоль кромки леса по тропе. Велосы цепляются всем, чем можно за кусты и ветки. Светлеет. Но туман не проходит. Впереди шумит ручей. Слева моста не видно. Переходим по воде. Руками поймали маленькую рыбку. Какая-то породистая. Отпустили. Выбираемся на берег по кучам гниющей морской капусты. Ну и запах. Идем аккуратно, чтобы не навернуться – под капустой камни. Скользим. Море отлило далеко. Наверно на 200 – 300 метров. Берег сильно изрезан. Много небольших бухточек шириной по 100 – 500 метров. Почти сухие. Остались только неглубокие лужи. Надоело их обходить. Переходим бухты поперек, ориентируясь на мысы. Потом переползаем наволоки и опять переходим бухты. Кое-где можно немного проехать.

Наволоки здесь длинные и узкие, сплошь поросли травой, кое-где их пересекают еле заметные тропинки: наверное лошади протоптали. Или рыбаки. Вот на такой тропинке, пересека очередной мыс, мы наткнулись на кусок чёрного шланга, сложенный пополам. Когда мы подошли поближе, шланг развернулся и пополз от нас в сторону здоровенного бульника, видимо спрятаться захотел. Тут началась настоящая фотоохота: только я на шланге сфокуссируюсь - он тут же уползает из кадра. Шлангом, если кто-то ещё не понял, оказалась толстая чёрная гадюка, которая мирно дремала на тропинке. Когда она почти совсем уже скрылась под камнем, Женька выдал что-то типа: «Ты стой там, я сейчас её на тебя погоню!», на что я тут же закричал, что не надо её на меня гнать, я ещё жить хочу. И вот тут она выползла на более-менее видное место. Щёлк!

Впереди большая песчаная бухта. Уходит далеко вправо. Едем по отливной полосе. Сквозь туман проглядывает солнце. Уже едем почти на Север. Сверяемся с картой. Наверно впереди  мыс Ухтнаволок. Он тут такой один большой. Туман все еще висит, но уже значительно теплее. Впереди скопище камней. Выбираемся на берег. Перелезаем через бревна. Движемся по тропинке. В тумане видны очертания каких-то строений. Подходим ближе. Избушка. Пару сараев. На двери избушки прибита высушенная морская звезда. Выше написано краской «Ухтнаволок». Людей не видно. Дверь на замке. Выполз крупный черно-белый кот. Мяучит. Свежие следы от трактора или «Урала». Мыс уходит далеко на север. Что-то лень идти смотреть, где он заканчивается. Катимся дальше по тропинке. Впереди еще один большой сарай и загон для лошадей. Возле сарая небольшие  огороженные сеткой грядки с какой-то ботвой. Опять выезжаем на берег. Снова множество бухт. Переходим поперек, где посуху, где по небольшой воде. Посередине одной из бухт стоит группа лошадей и жеребенок. В тумане. Молча. Обходим их слева. Смотрят на нас. Вспоминаем про мультик «Ежик в тумане». Очень похоже. Впереди опять наволок. Выходим на берег. Идем вдоль леса. Кто-то ломится по кустам. Медведи? Отходим ближе к воде. Не. Опять лошади. Бродят сами по себе. Странно. Вроде не дикие. Опять переходим бухту поперек. Кто-то бежит по берегу. Две лошади. Черная и серая. Заметили нас. Остановились. Между нами здоровенная лужа метров пятьдесят. Черная смотрит на нас и ржет. Мы идем дальше. Коники стали двигаться к нам, огиба лужу. Мы остановились. Они тоже. Смотрят. Мы пошли. Они к нам. Мы опять встали. Черной лошади явно что-то надо. Далеко слева заржала лошадь. Черная ответила. Обе по воде поскакали туда. А мы пошли дальше. Перелезли через очередной мыс. Коники тоже хитрые. Скачут там, где твердый песок. Разрыхлили все. Нам теперь плохо катится. Компас показывает на Юг. Это правильно. Опять наволок. Снова обходим по берегу. Море здесь везде отливает далеко. Даже не слышно волн и не видно края воды. В бухтах стоят отдельные большие валуны, торчат пучки водорослей и странные песчаные конуса-домики  каких то морских животных. Идем по этим конусам и разглядываем их. Шлепаем по лужам и ребристому песчаному дну. Тумана стало меньше, но видимость все равно небольшая. Бредем по берегу. Вдруг из небольшой лужи на берегу выскочила утка и метнулась к совсем сухой бухте. Сработал инстинкт  преследования. Бросаю велос, рюкзак и с криком – «Суп, суп убегает!», бегу за ней. У утки ранено крыло и она, сверкая оранжевыми лапами, удирает в туман в сторону моря. Димон кричит с берега, чтобы я оставил животное. Ну, уж нет! Сегодня сварим суп из утятины! Я бегу быстрее и утка начинает сворачивать в сторону берега. Димона тоже захватывает процесс лова, и он тоже бросает велос и бежит навстречу утке. Видя такое западло, утка меняет тактику и начинает бегать вокруг камней, всякий раз меняя направление. Мы носимся по лужам за ней и никак не можем ее схватить. Хватаю на бегу  каменюку и кидаю в живность. Та ловко уворачивается, бежит к большому валуну и прячется за ним. Ага! Медленно крадемся к камню с двух сторон. И... Хвать!

Попалась... Поднял и прижал ее спиной  к себе, держа  рукой за пузо. Утка смешно болтает лапами и пытается цапнуть меня за палец. Не, не выйдет! Внимательно ее рассматриваем. Она вся пестрая с оранжевой шапочкой на голове и хохолком. Не большая. Правое крыло пробито дробью в районе сгиба. Да, следы резиновых сапог видели на песке. Этот наверно и стрелял. Ну, кто будет откручивать утке голову? Что-то жалко ее стало. Она совсем успокоилась. Сделали несколько фоток с ней. Понесли обратно к луже на берегу. Отпустили. Та, проплыв несколько метров, остановилась, расправила крылья, повертела хвостом. Наверно подумала, что мы - дураки. Местные охотники вряд ли упустили бы такую возможность. А мы, довольные  собой, двинулись дальше. Пройдя еще некоторое расстояние, выбрались на дорогу и стали двигаться по ней. Что-то надоело перелазить через наволоки.

Впереди услышали стук, увидели избушку. Возле дома стоял ГТТ, и какой-то мужик стучал по нему молотком. Прошли мимо. Дорога была так себе, но с явными признаками движения по ней – следы трактора и мотоциклов были всюду. До поселка Летняя Золотица оставалось  километров 10. Кое-где попадались приличные спуски и подъемы. Несколько раз перебирались через небольшие речушки, пересекающие дорогу. Справа по берегу чаще стали попадаться жилые рыбацкие избушки. Встретилось пару мотоциклистов. Какой то человек шел навстречу. Все говорило о приближении поселка. А он все никак не показывался. В одном месте попался хорошо накатанный участок дороги, и мы даже быстро покрутили. Кое-где можно было ехать по обочине по тропинке. Свернули на развилке направо и уперлись в рыхлый песок на берегу. Вернулись назад. Километрах в трех перед поселком должны  пересечь подряд две реки. Пока не видно. Но вот мост впереди. Проехали. Второй за поворотом. Всё, осталось немного. Догнали группу грибников. Дорога совсем стала рыхлая, идем. Помойка справа, холм слева, впереди поселок. Зеленый дом с множеством антенн на крыше. За ним огороженное поле с красно-белыми тумбами. Линялая вывеска «Аэропорт Летняя Золотица». Сильно.

Сидим на бревне, пьем воду. Кругом песок. Слышно как вдалеке работает дизель. Людей не видно. Слева досчатый настил для пешеходов. Идем по нему. Из большой избы, похожей на школу вываливает народ с полотенцами на шее. Двое явно из Средней Азии с накомарниками на головах.

Выходит женщина и удивленно смотрит на нас. Откуда это мы с велосипедами? Дорог то здесь  нет. А мы ее тоже спрашиваем – «А сами-то как сюда попали?» Говорят - в четверг на самолете забросили.

А летают они 1 – 2 раза в неделю. Следующий должен быть в понедельник. А сегодня суббота и банный день. Понятно. А что как вообще не знает – тоже не местная, прилетели строить туркомплекс.

А что-нибудь узнать можно вон у того веселого длинного парня, который идет сюда с полотенцем. Здороваемся. Местный тракторист. Как ехали? Да по берегу. Следы от «Белоруса» видели. А так это вы развлекались! Из Пертоминска гнали трактор!? А почему не морем на барже. Тяжелый. Ясно. А какой-нибудь пароход ходит по морю в сторону Онеги? Совсем нет... Плохо. А дорога туда? Тоже нет... По берегу тяжело... Камни... Район другой... А понятно... Это знакомо, когда нет дорог между районами. И самолет туда не летает... У-у-у! Как все запущено... А вот там что за корабль стоит вдалеке? Груз привезли... В Архангельск уйдет... Нас если что возьмет? Нет... Плохо. Моста через реку тоже нет. Понятно. А что за оживление такое? Фотограф завтра приедет. Ночлег у нас с собой... А встать где лучше? Выше по течению... Спасибо будем думать. Прошли через поселок под лай собак, свернули налево от конюшни, пролезли через лес к реке. Нашли ровную площадку на берегу возле самой воды. Поставили палатку. Комаров тучи. И мелкой мошки много. Сварили поесть. Заварили какао. Сидим на камнях. Думаем. По графику сегодня должны были уже быть в 20-ти километрах от Онеги. А сейчас до нее 200 километров. Движемся очень медленно. Большой риск не успеть вовремя на поезд. А в случае сильного отставания никто нас не подбросит до Онеги. Короче решили мы закончить пока маршрут в Летней Золотице и вылететь отсюда на самолете через день. Печально конечно, но очень уж мало времени у нас. Заползаем в палатку. Через верхнюю сетку пролезает мелкая мошка. Накрываем вещами. Спать.

День девятый 06.07.03

Встаем не рано. Торопиться некуда. Предстоит целый день бродить по округе. Сначала возникла мысль перейти реку и немного проехать вперед, посмотреть, а потом вернуться. Но потом расхотелось. Позавтракали. Не спеша свернулись. А что там нам говорили про фотографа? На чем это он «приедет»? Не иначе как «прилетит»! А если так, то, значит, и улетать будет... И тут мы услышали шум мотора и свист винтов... Вертолет! Схватив рюкзаки, ломанулись через лес в поселок. Быстро так, сначала бежим, потом катимся по деревянным мосткам в сторону поляны-аэродрома. Навстречу толпа людей. Празднично одеты. Дорогу не уступают. На ходу спрыгиваю с мостков в рыхлый песок, вязну и резко останавливаюсь. В меня врезается Димон, и мы заваливаемся. Народ удивляется виду непонятно откуда взявшихся велосипедистов, которые кувыркаются в песке. Пробегаем мимо них и возле аэродрома встречаем уже знакомого нам тракториста. Оказывается, прилетел глава района со свитой. Но нас не возьмут с собой. Придется нам ждать до завтра. Прилетит рейсовый АНТ-2. Авиадиспетчер Марина утвердительно кивает головой, мол, так и будет. Это радует. Идем в сторону большого бревенчатого дома на высоком берегу реки. Там находится поселковая администрация, магазин и еще чего-то. В магазине есть все, что душа пожелает. А душа пожелала пива и чего-нибудь рыбного. Две полторашки новгородского пива и банка печени трески. На выходе уже корреспонденты какой то архангельской газеты задают всяко разные вопросы что да как. Оказывается, на другой стороне реки должны построить некую избу-турбазу для любителей рыбалки. В местную реку заходит семга на нерест. Мы прямо очень вовремя появились в здешних местах. Типа вот туристы уже едут, а остановиться им негде. Администрация нас этому главе района показывает. И все довольны. Суетятся.

Мы пошли к берегу, сели на травку открыли пиво. Туман потихоньку рассеивается. Пригревает солнце. Хорошо. Прибежали местные собаки и стали клянчить покушать. Кыш! Сами голодные. Одна чуть было не слямзила нашу банку печени. Перекусив, пошли на край села в сторону моря. Между аэродромом и берегом моря находится очень интересное место. Здоровенное поле с замшелыми камнями и низкорослыми сосенками. Бродили там долго. Напоминает сад камней, только очень огромный. Небольшой ветерок с моря  периодически приносит туман. Песчаная бухта длинная. Идем вдоль воды по мокрому песку в сторону реки. Слева возникает кладбище деревянных лодок и кораблей и заброшенные серые строения. Присаживаемся возле ржавого перевернутого кораблика с надписью «Амур». За рекой в тумане слышна возня каких-то тракторов. Строят турбазу. На причале мелкая девчонка ловит на удочку рыбу и скармливает ее собаке. Перебрались ближе к берегу на травку. Лежим, загораем. Время к обеду. Достаем газовую горелку и мутим борщ. Потом с удовольствием его съедаем. Заняться абсолютно нечем. Глазеем по сторонам. Изредка появляются какие-то люди, занятые своими повседневными делами. Пару мальчишек приехали на повозке с бочкой за водой. Где-то за домом тарахтит дизель – дает электричество в поселок. РАО ЕЭС сюда еще не добралось. Электричество свое с 9:00 до 11:00. Вообще то здесь районный центр Приморского района. Зимовать остается много людей. Тех, кто бывает только летом, называют «дачниками». Повалявшись на травке, идем в сторону аэродрома, спросить, во сколько завтра самолет. В диспетчерской тишина. Вертолет улетел, и диспетчер уже ушла домой. Искать ее лень. Ближе к морю у аэродрома редкие заросли низкорослых сосенок. Тут и поставим палатку. Ежели проспим, то уж точно услышим, как прилетит самолет. Ставим палатку. Беру полотенце и иду к морю купаться. Только разделся – набросились мелкие чайки. Кружат над головой и пытаются клюнуть. Отмахиваюсь полотенцем и даже один раз попадаю по одной из чаек. Вода прохладная, но все равно приятно окунуться. Возвращаюсь. Одеваемся потеплее и идем смотреть на закат и фотографировать камни. Комаров много, но мы к ним уже привыкли. Поздно вечером завариваем чай и частично упаковываем вещи, чтобы завтра быстрее собраться. Дует приятный ветерок. Забираемся в спальники и засыпаем.

День десятый 07.07.03

Просыпаемся рано. Быстро собираемся и идем через аэродром к диспетчерской. Тихо. Никого нет. Сидим на лавочке и жуем последний перекус. Внутри дома послышались шаги. Появилась Марина. Надо купить билеты. По полторы тыщи за билет, конечно дороговато. Лететь километров 200. Самолет вот-вот должен быть. Сидим на лавке. Подошло несколько человек. Слышен шум мотора и на поляну лихо приземляется АНТ-2. Идем к самолету. Внутри сидит несколько человек. Пилоты куда то свалили. Вот появился пилот в белой рубашке. Надо ли разбирать велосы? Говорит, грузите так. На всякий случай снимаем передние колеса. Загружаемся. Чих-пых, чих-пых – заводимся, выруливаем к началу полосы, мотор раскочегаривается до дрожи, разгоняемся и шустро так взлетаем. Следующая остановка Пертоминск. Летим низко и с интересом разглядываем те места, где мы совсем недавно пробирались. Некоторое количество комаров перелетает с нами. Посадка в Пертоминске. Берем на борт еще немного пертоминских комаров и летим в Васьково. Приземляемся в Васьково. Переодеваемся возле вокзала. До Архангельска километров 30 по асфальту. Непривычно быстро катится. У стеллы перед Архангельском делаем несколько фоток. Переезжаем через Двину по длинному мосту и рулим к ж/д вокзалу. Узнаем, есть ли билеты на сегодня в Москву. Нам везет. Взяли два билета на вечерний поезд. Сдали старые билеты и покатили в город изучать местные улицы. Хочется найти старый английский танк. Местные отправляют в разные места. Находим его возле какого-то магазина. На улицах много велосипедистов на приличных велосах. Откуда? На причале видим магазин «Триал спорта». Понятно. Катаемся вдоль причала. Местные вовсю купаются и загорают. Мы надеваем куртки. Слегка прохладно. Потом едем за продуктами и пивом. Приезжаем на вокзал. Где-то по дороге обронили полторашку пива. Досадно. Вот и наш поезд подали. Грузимся в вагон и отчаливаем. Завтра дома!

День одиннадцатый 08.07.03

Дома! Жаль, что не удалось обогнуть весь полуостров. Надо больше времени. Придется повторить.